Компаниум

В чём отличие госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Приобретение товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд реализуется через контрактную систему. Регулирует ее 2 основных закона — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Закон №44-ФЗ регулирует закупки компаний, которые полностью, на 100%, принадлежат государству. Условия контрактов здесь прописаны строго, существует жесткий регламент. Закон №223-ФЗ в свою очередь регулирует закупки компаний, которыми государство владеет как минимум на 50%. Объем закупок по 44-ФЗ в 10 раз больше, чем по 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям.

Условно выделяют 4 вида закупок, каждый из которых имеет свои особенности и может делиться на подвиды. Применение того или иного зависит от характера торга и особенностей приобретения.

Основные виды государственных закупок

Проанализировав 44-ФЗ и 223-ФЗ, можно выделить 4 вида закупок для государственных и муниципальных нужд:

  1. Электронный аукцион.
  2. Электронный конкурс.
  3. Электронный запрос котировок.
  4. Электронный запрос предложений.

Деление может быть реализовано и на основании иных характеристик. Например, выделяют открытые и закрытые торги. В первых принять участие вправе любое лицо, соответствующее заявленным требованиям. Во вторых участие допускается лишь лицам, заранее имеющим оговоренные признаки. Например, компании, обладающие допуском к государственной тайне.

Деление на категории может быть реализовано в зависимости от количества этапов. Торги бывают одноэтапные и двухэтапные. В первом все просто, а вот во втором сначала проводится отбор лиц, которые соответствуют требованиям. Только после этого проводится вторая часть процедуры.

Электронный аукцион

При реализации данного вида торгов заказчик указывает, какой товар или услуга ему необходимы. Также размещается информация о:

Заявку подают потенциальные поставщики. Она делится на 2 части:

Все заявки обрабатываются и в назначенное время все допущенные участники вправе принять участие в торгах. Нужно зайти на выбранную площадку и предлагать свою цену на указанный товар или услугу. Снижать стоимость можно на 0.5% — 5% за каждый шаг. Побеждает тот, кто предлагает меньшую цену. Поставщик утверждается, если никто не предложит лучшую цену в течение 10 минут.

Электронный конкурс

При реализации конкурса учитывается не только цена, а также и иные факторы:

Заявка формируется на основании двух частей — сведений о заявителе и предмете. Цена не уменьшается пошагово. Потенциальные исполнители и поставщики размещают свои предложения разово — заказчик выбирает наиболее подходящее на основании всех параметров. После формирования всех заявок информация о них выкладывается в общий доступ и тогда заявители вправе внести корректировки. Только затем заказчик принимает решение.

Электронный запрос котировок

При реализации таких торгов заказчик формирует заказ как минимум за 4 дня до момента прекращения приема заявок. Со следующего дня начинает вестись отчет. Указывается информация о сроках, предмете и цене.

К заявке прикладывается предложение по цене и документы, подтверждающие соответствие требованиям. Победитель определяется на основании предложенных расценок. Через данный вид торгов могут реализовываться не все виды договоров. Стоимость не должна превышать 3 000 000 рублей, а годовой объем не должен составлять более 100 000 000 рублей или 10% от годовой суммы.

Электронный запрос предложений

Как и в случае с конкурсом, заказчик ориентируется не только на стоимость, но и на другие характеристики — сроки, качество, соответствие требованиям. Но использовать данный метод выбора исполнителя можно лишь в отдельных случаях:

Также данный способ применяется в случае организации повторных торгов (при условии расторжения изначально заключенного договора), в деятельности, связанной с защитой РФ от поданных исков, а также в случае срыва реализации первоначального аукциона. Все участники вправе подать одну заявку. Затем, после публикации предложений, она может быть скорректирована для принятия заказчиком окончательного решения.

Закупка у единственного поставщика

В статье 93 44-ФЗ предусмотрен такой метод, как закупка у единственного поставщика. Он применяется при определенных основаниях. Их около 50 и все перечислены в указанной норме. К самым распространенным относят:

И даже в указанных ситуациях заказчик вправе провести торги. Приобретение у единственного поставщика является его правом, но никак не обязанностью.

Каждый тип госзакупки применяется в определенных обстоятельствах. Заказчик выбирает метод на основании ряда факторов и обстоятельств. От решения зависит законность процедуры и ее обоснованность.


#госзакупки, #государственные закупки, #44-фз, #223-фз, #государство