Компаниум

Кто такие контрагенты?

ФНС требует от налогоплательщиков тщательной проверки своих контрагентов. Это же понятие широко используется и в обычных гражданско-правовых договорах (купле-продаже, поставке и других сделках). Проблема в том, что лишь немногие компании знают, кто же в действительности является их контрагентами. Восполним данный пробел.

Контрагент с точки зрения закона

В законодательстве есть явный парадокс — несмотря на обильное использование слова "контрагент", оно не разъясняет и не уточняет данное понятие. Общего определения нигде не зафиксировано, но его можно почерпнуть из специфических документов и рекомендательных актов.

К примеру, во втором разделе Методических рекомендаций по противодействию коррупции указано, что контрагент — это любое лицо (компания или человек), с которым организация заключает сделки, но кроме трудовых договоров.

Отсутствие адекватного определения может поставить в тупик начинающих предпринимателей — ведь нужно как-то отчитываться перед Федеральной Налоговой Службой и другими государственными органами. На деле все не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Практика вносит ясность

Чем же стоит руководствоваться? В первую очередь — судебной и юридической практикой в целом. Фактически контрагенты обладают следующими признаками:

Статус никак не связан с формой организации или особым правовым положением гражданина. Вашими контрагентами могут быть:

Таким образом, контрагент — достаточно обширная категория. Приведем несколько условных примеров:

Вид договора Кто вы в сделке? Кто является контрагентом
Купля-продажа Покупатель Продавец
Поставка Заказчик Поставщик
Дарение Одаряемый Даритель
Аренда Арендатор Арендодатель
Подряд Заказчик Подрядчик (исполнитель)

Отдельного внимания заслуживает налоговая сфера. Как известно, ФНС требует тщательной проверки контрагентов — лиц, с которыми у налогоплательщика есть договорные отношения. При этом факт письменной сделки не имеет значения — достаточно того, что вы фактически пользуетесь услугами другого лица или взаимодействуете с ним на возмездной основе.

Клиент VS контрагент — как не спутать?

Представим себе компанию, которая обслуживает сотню посетителей в день. Являются ли клиенты контрагентами? Если так, то организации придется проверять каждого человека, что создаст невероятную нагрузку. На практике существует ощутимая путаница между данными понятиями. Возникает проблема их разграничения.

Важное отличие — в формате сотрудничества. Если вы ведете частные переговоры с конкретным лицом о будущей сделке, и другая сторона не является потребителем, то вы имеете дело с контрагентом. Пример: вы как торговое предприятие заключаете договор поставки мяса с фермером. Последний никак не потребляет ваши услуги — он выступает с вами на равных. Его цель — исключительно коммерческая.

Обратный пример: если к вам в магазин пришел человек за покупкой товара, то он является клиентом. Вы не предлагали ему переговоров и договора — ваше предложение носит публичный, а не частный характер. Покупатель выступает потребителем — он не может начать переговоры о стоимости предлагаемой продукции. Его дело — либо купить, либо отказаться от покупки.

Полезное правило: любой клиент может заключить с вами сделку, потому что вы выставляете общее предложение. В то же время, контрагентов вы выбираете себе сами. Имейте в виду, что такое разграничение применимо только в налоговой сфере. В классических гражданско-правовых сделках другая сторона соглашения обладает обоими статусами.

Кто точно не может быть контрагентом?

Помимо клиентов-потребителей, контрагентами также не могут быть следующие лица:

Законодатель предоставил для указанных категорий отдельный статус. Особенно это касается трудовых отношений, в которых не применяются правила гражданско-правовых сделок.

Контрагент — важная фигура как в сделках, так и в налоговых обязательствах. Правильное определение статуса вашей стороны сделки — важный момент, который позволит вам избежать проблем с ФНС и другими государственными органами.


#контрагенты, #компании, #индивидуальные предприниматели