Как стать самозанятым?
С 2019 года в России появилась новая категория — самозанятые граждане. Первоначально к ней отнеслись со скепсисом, но уже сейчас количество "фрилансеров" превысило 6 миллионов человек. Рассмотрим, что нужно сделать, чтобы получить статус самозанятого.
В чем суть самозанятости?
Самозанятость — статус, который можно получить при переходе на режим налога на профессиональный доход (НПД). Изначально НПД позиционировался как эксперимент, но уже сейчас ясно, что он оказался удачным.
Суть самозанятости — в возможности самостоятельно вести деятельность ради получения дохода без привлечения наемных работников или трудоустройства у работодателя. Таким образом, самозанятый — это фактически "фрилансер", только с официально оформленным статусом. Необходимость появления такого режима продиктована самой практикой — в России, как и во всем мире, набирают популярность удаленные и самостоятельные виды работ. Примеры:
- копирайтеры;
- разработчики;
- дизайнеры;
- перевозчики;
- ремонтники.
Указанные профессии дают большой простор в самостоятельной работе. И самозанятый статус позволяет закрепить это официально.
Важно! Ключевая черта НПД — в обязанности платить лишь один налог, вместо НДФЛ или прибыли. Ставка налога на профессиональная доход равна 4% с выплат от физлиц и 6% с выплат от юрлиц и ИП.
Алгоритм получения статуса самозанятого
Порядок оформления самозанятого статуса чрезвычайно прост. Для этого необходимо:
- Скачать приложение "Мой налог". Как альтернатива — зайти в веб-версию приложения на официальном сайте ФНС.
- Выбрать способ регистрации.
- Ввести необходимые реквизиты.
- Ожидать решения со стороны ФНС.
Важно! Совмещать режим НПД с другими льготными режимами не получится. К примеру, индивидуальный предприниматель может одновременно стать самозанятым, но если он использует "упрощенку" или иную льготную систему — придется выбирать что-то одно.
Через приложение предусмотрено 3 варианта регистрации:
- предоставить паспортные данные;
- предоставить ИНН и пароль от личного кабинета ФНС;
- зарегистрироваться через "Госуслуги".
Быстрее всего — воспользоваться личным кабинетом налогоплательщика или Госуслугами. Приложение просто возьмет ваши данные из ресурса. Если есть возможность зарегистрироваться только по паспорту, то порядок действий следующий:
- Ввести номер телефона.
- После получения СМС — ввести полученный код.
- Выбрать регион.
- Загрузить скан или фотографию 2 и 3 страницы паспорта.
- Подтвердить ИНН.
В качестве альтернативы классическому приложению можно воспользоваться специальными платформами от банков-партнеров. Перечень таких организаций опубликован на официальном сайте ФНС. Примеры банков:
- Сбербанк;
- ВТБ;
- Тинькофф.
Все, что нужно сделать — загрузить приложение и пройти регистрацию. Программа банка самостоятельно отправит ваши данные в ФНС для одобрения. Еще один способ оформления статуса самозанятого — напрямую обратиться в отделение ФНС по месту жительства. Здесь уже вам придется составить заявление, которое должно включать следующую информацию:
- ИНН;
- персональные данные — ФИО, дата рождения;
- вид и область деятельности;
- адрес жительства;
- дата и подпись.
Срок рассмотрения заявления — до 6 дней. Каких-либо дополнительных действий производить не нужно. В том числе нет необходимости открывать новый расчетный счет — все операции будут выполняться по-старому.
Как отчитываться?
Чтобы отчитываться за собственные доходы, нужно воспользоваться приложением "Мой налог" или иным приложением от банка. Порядок действия прост:
- Сформировать чек.
- Передать чек в ФНС.
- Ожидать начисления налога.
- Оплатить налог.
Таким образом, получение статуса самозанятого — довольно простое действие. Сейчас это можно сделать как через официальное приложение от ФНС, так и через иные инструменты от банков-партнеров. Никакого объемного пакета документов предоставлять не потребуется.