Компаниум

Как стать самозанятым?

С 2019 года в России появилась новая категория — самозанятые граждане. Первоначально к ней отнеслись со скепсисом, но уже сейчас количество "фрилансеров" превысило 6 миллионов человек. Рассмотрим, что нужно сделать, чтобы получить статус самозанятого.

В чем суть самозанятости?

Самозанятость — статус, который можно получить при переходе на режим налога на профессиональный доход (НПД). Изначально НПД позиционировался как эксперимент, но уже сейчас ясно, что он оказался удачным.

Суть самозанятости — в возможности самостоятельно вести деятельность ради получения дохода без привлечения наемных работников или трудоустройства у работодателя. Таким образом, самозанятый — это фактически "фрилансер", только с официально оформленным статусом. Необходимость появления такого режима продиктована самой практикой — в России, как и во всем мире, набирают популярность удаленные и самостоятельные виды работ. Примеры:

Указанные профессии дают большой простор в самостоятельной работе. И самозанятый статус позволяет закрепить это официально.

Важно! Ключевая черта НПД — в обязанности платить лишь один налог, вместо НДФЛ или прибыли. Ставка налога на профессиональная доход равна 4% с выплат от физлиц и 6% с выплат от юрлиц и ИП.

Алгоритм получения статуса самозанятого

Порядок оформления самозанятого статуса чрезвычайно прост. Для этого необходимо:

  1. Скачать приложение "Мой налог". Как альтернатива — зайти в веб-версию приложения на официальном сайте ФНС.
  2. Выбрать способ регистрации.
  3. Ввести необходимые реквизиты.
  4. Ожидать решения со стороны ФНС.
Важно! Совмещать режим НПД с другими льготными режимами не получится. К примеру, индивидуальный предприниматель может одновременно стать самозанятым, но если он использует "упрощенку" или иную льготную систему — придется выбирать что-то одно.

Через приложение предусмотрено 3 варианта регистрации:

Быстрее всего — воспользоваться личным кабинетом налогоплательщика или Госуслугами. Приложение просто возьмет ваши данные из ресурса. Если есть возможность зарегистрироваться только по паспорту, то порядок действий следующий:

  1. Ввести номер телефона.
  2. После получения СМС — ввести полученный код.
  3. Выбрать регион.
  4. Загрузить скан или фотографию 2 и 3 страницы паспорта.
  5. Подтвердить ИНН.

В качестве альтернативы классическому приложению можно воспользоваться специальными платформами от банков-партнеров. Перечень таких организаций опубликован на официальном сайте ФНС. Примеры банков:

Все, что нужно сделать — загрузить приложение и пройти регистрацию. Программа банка самостоятельно отправит ваши данные в ФНС для одобрения. Еще один способ оформления статуса самозанятого — напрямую обратиться в отделение ФНС по месту жительства. Здесь уже вам придется составить заявление, которое должно включать следующую информацию:

Срок рассмотрения заявления — до 6 дней. Каких-либо дополнительных действий производить не нужно. В том числе нет необходимости открывать новый расчетный счет — все операции будут выполняться по-старому.

Как отчитываться?

Чтобы отчитываться за собственные доходы, нужно воспользоваться приложением "Мой налог" или иным приложением от банка. Порядок действия прост:

Таким образом, получение статуса самозанятого — довольно простое действие. Сейчас это можно сделать как через официальное приложение от ФНС, так и через иные инструменты от банков-партнеров. Никакого объемного пакета документов предоставлять не потребуется.


#самозанятые, #регистрация, #физические лица