Как сдают финансовую отчетность компании и ИП?
Индивидуальные предприниматели, как и юридические лица систематически сдают финансовую отчетность. По закону, ИП готовят меньшее число бумаг, нежели компании (статья 6, Закон №402-ФЗ). Например, специальные расчеты, бухгалтерский баланс и ряд других документов — государственные структуры не требуют. В статье сравним бухгалтерскую отчетность ИП и компаний.
Отчетность для ИП
Стоит понимать, индивидуальных предпринимателей не освобождают от бухгалтерской отчетности. Однако, форма документов у ИП отличается. Финансовая отчетность в ФНС меняется в зависимости от налогового режима.
Общая система налогообложения (ОСНО)
На сегодняшний день, по ОСНО сдают декларацию 3-НДФЛ, а также бумаги о покупках и продажах ИП. Кроме того, обязательным документов является книга учета расходов и доходов.
Упрощённая система налогообложения (УСН)
По упрощенке декларацию необходимо подавать лишь раз в году. В декларации указываются данные по единому налогу, а также ведение книги учета доходов и расходов.
Патентная система налогообложения (ПСН)
ПСН не предусматривает сдачи деклараций. При этом, сведения оформляют в книге учета доходов. В документ необходимо систематически вносить данные и хранить их, до прихода сотрудников налоговой инспекции.
ЕСХН
По единому сельскохозяйственному налогу сдается одна декларация и книга учета доходов и расходов. По желанию, индивидуальный предприниматель может организовать привычный бухгалтерский учет, основываясь на всех классических нормативах. Если ИП не желает вести подробные отчеты, никакого штрафа от налоговой за это не последует.
Отчетность для организаций
Организации сдают финансовую (бухгалтерскую) отчетность в полном объеме. Нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет (Закон №402-ФЗ) и формы бухгалтерской отчетности (Приказ министерства финансов РФ №6) систематически обновляются.
Какие могут быть формы отчетов?
Бухгалтерский баланс состоит из данных об имуществе и финансах предприятия на конкретный период. Все эти сведения обосновывают актив и пассив баланса компании. По итогу, эти показатели должны быть равны. В актив входят имущество и деньги организации, в пассив — прибыль, долги и капитал.
Расчеты по финансовым результатам (бывшие расчеты о прибыли организации и ее убытках) определяют уровень хозяйственной деятельности предприятия. Сведения рассматривают как динамику между прошлым и настоящим годом.
Движение личного капитала, нераспределенные убытки и доходы, акции и их стоимость, рассматривает отчет об изменениях капитала. Документ состоит из трех разделов:
- движение капитала;
- чистые активы за 36 месяцев;
- внесение изменений и корректировок.
В расчетах по движению денег предприятия рассматриваются денежные поступления, все платежи от начала и до конца отчетного срока. Расчеты состоят из трех частей:
- выручка, нынешние платежи и финансовые действия;
- вложения и инвестиции;
- денежные поступления.
Кроме того, существует еще одна форма отчетов — пояснения. Такие данные могут быть представлены как в текстовом, так и в табличном формате. В дополнительный документ, вносят сведения о показателях, которые не попали в другие отчеты. Пояснение помогает в формировании четкого понимания уровня финансовой стабильности организации.
Внимание также следует уделить, отчету о целевом применении денежных средств. Целевыми средствами пользуются некоммерческие компании, поэтому такие организации обязаны сдавать отчеты по всем тратам.
Как заполнять отчет?
Акты государственных органов установили базовые нормативы по стандартному заполнению такой категории документов. Согласно стандартом Министерства финансов России:- Отчетные данные должны быть предоставлены на русском языке. Если бумаги оформлены на иностранном языке, перевод должен располагаться под каждой строкой.
- Валюта в отчете — рубль. Если расчеты производились в иностранных деньгах, указывают как зарубежный, так и отечественный показатель.
- Дата составления первого отчета — дата его подписания. В случае, когда число первичного оформления бумаг и день совершения сделки отличаются, указывают все даты.
- Предприятие вправе вносить как обязательные реквизиты, так и дополнительные сведения для его идентификации и проведения подробного анализа финансового положения.
Нормы законодательства о финансах и бухгалтерии систематически обновляются. Рекомендуем, проводить постоянный мониторинг требований и стандартов предоставления документации.
Подготовка к бухгалтерской отчетности
В формировании отчетных документов, следует проверить все бумаги по учету за отчетный период, провести инвентаризацию, устранить все неточности и ошибки, и только потом приступать к заполнению отчетности.
Распространенные ошибки в заполнении бухгалтерской документации:
- По нескольким отчетам даты отличаются.
- Отчеты не подписаны уполномоченным лицом организации.
- Показатели актива и пассива по балансу не совпадают.
- Задолженности не раскрыты в полном объеме.
- Периодизация в отчете нарушена.
- Указаны задолженности, срок исковой давности которых вышел.
- Одни и те же показатели, в разных отчетах отличаются.
При этом, законодатель определил грубые нарушения, за них следует административная ответственность. К значимым ошибкам, относят:
- искажение отчета и указание стоимостной оценки налога на десять процентов ниже должной суммы;
- намеренное неверное указание показателей на десять и более процентов;
- указание в отчетах, несуществующих фактов хозяйственной жизни и ряд других несоответствий.
Важно! В случае выявления значимых ошибок, наказание для должностного лица может быть наложено в качестве штрафа 5-10 тысяч рублей или дисквалификации до двух лет. Если предприятие решило вовсе не сдавать финансовую отчетность за год, штраф отдельно по каждому недостающему документу, составит двести тысяч рублей.
#финансовая отчетность, #бухгалтерская отчетность, #компании, #ип, #баланс, #финансовые результаты, #движение денег, #целевое применение денежных средств